пешком до Еревана

Мы прилетели в Ереван около 6 утра.
Потрясающее рассветное время, когда солнце должно было вот-вот встать. На выезде из аэропорта в окно такси можно увидеть Арарат и то, как восходящее солнце освещает его заснеженную вершину красным светом. Эта картинка очень четко отпечаталась у меня в памяти, потому что вид был потрясающе кинематографичным. Но на фото у меня только дорога.

Изначально мы планировали снять в каждом городе (Ереван, Батуми и Тбилиси) квартиры на airbnb, но в силу некоторых причин остановились на хостелах. В Ереване у нас была отдельная комната на 4 человека, которую мы запирали на ключ, когда уходили. Но об этом немного позже. В конце поста я оставлю ссылки на все места и заведения, которые мы посетили, с небольшими комментариями по ним.

В город нас привез таксист, которому мы отдали 300 рублей (300 рублей за такси из аэропорта в город, Карл!), потому что местных денег у нас, понятное дело, еще не было, мы меняли на месте. К слову, 300 рублей - это немного больше, чем выдало приложение, когда мы заказывали машину. В общем, можно было почувствовать себя немножечко миллионером.

Мы трезвонили в дверь хостела 20 минут, прежде чем нам открыл сонный постоялец, который помог затащить наши огромные чемоданы на 3 этаж по узкой винтовой лестнице и предложил сделать чаю, вместо того, чтоб сразу послать нас нафиг. На часах было начало 8 утра, и это, пожалуй, все, что вам нужно знать о гостеприимности людей в Армении.

Вообще в этой поездке лестницы были нашей общей с Лу болью и адом, потому что у нас были огромные чемоданы. Мой доходил мне почти до пояса при всех мои 165 см роста, у Лу был чуть поменьше, но легче от этого не становилось.

Не знаю, как там в Италии с их сиестами и прочим, но найти в Ереване открытое заведение с едой в начале девятого утра практически невозможно. Вообще найти что-то открытое в это время там очень проблематично, но мы справились.

Накануне было решено не терять времени и сразу поехать на озеро Севан, что в 60 км от Еревана.
Чтобы доехать до Севана на общественном транспорте, нужно сначала доехать на автобусе до Северного вокзала, а потом оттуда на маршрутке до озера. Маршрутки останавливаются почти что на берегу, так что до самого озера буквально пара минут пешком. До монастыря Севанаванк, откуда открываются потрясающие виды, нужно пройти минут 10-15, но не то чтоб это была дорога страданий, знаете ли.

Кстати. Обычно в сентябре в Ереване погода стоит достаточно теплая, около 25 градусов, но нам феерически повезло. У нас было +35. Только не подумайте сейчас, что я жалуюсь, потому что это были самые прекрасные +35 градусов после московских +10.

В автобусе до Северного вокзала мы познакомились с девочкой Айрин из Австрии, которая путешествовала одна. Правда, мне в первый раз почему-то послышалась Чехия вместо Австрии (действительно, они ж так похожи в звучании на английском). Айрин - студентка и будущий ландшафтный дизайнер, очень милая девушка. Мы вместе доехали до Севана, дошли до монастыря, а потом пошли гулять порознь. (но это был не конец)

Севан - очень красивое озеро, горы вокруг очень красивые, вообще все там - очень красивое. Из-за движения воздуха над поверхностью воды озеро кажется полосатым.

Еще там очень много людей, очень много туристов - арабов, индусов и, конечно, азиатов. И много местных, которые наперебой желают и обещают тебе мужа хорошего и десяток детишек, только выпусти в небо белого голубя. Ну и заплати, естественно.

Нагулявшись по холму с монастырем, мы спустились вниз, отыскали пляж и плюхнулись немного позагорать и поспать. К слову, это шли вторые сутки без сна, потому что самолет у нас был в 2 часа ночи (а перед этим вполне себе рабочая пятница), поспать в самом самолете мне не удалось, а потом мы прилетели в Ереван и, естественно, было уже не до сна.

Вода в Севане не то чтобы теплая, но искупаться можно. Единственное, что мне доставляло дискомфорт в этой поездке, это галечные пляжи. Господь, я чувствовала себя русалкой, которая зачем-то выпросила себе ноги вместо хвоста. С той лишь разницей, что она была немая, а я могла выразить всю свою боль набором определенных выражений. Думала, нет ничего хуже ракушечника на пляже, но нет! В смысле, есть.

Провалявшись пару часов под коварным севанским солнцем, мы начали собираться обратно в город. На выходе с пляжа снова встретили Айрин и решили добираться вместе. Чтобы не терять времени даром, пошли пешком вдоль трассы в сторону Еревана, потому что все равно специально оборудованных остановок для маршруток там нет и ловить их нужно прямо на дороге.

И вот мы идем вдоль трассы под палящим солнцем. Нам сигналят попутные и встречные машины, предлагают подвезти (преимущественно "только двоих"). Но мы гордые, мы сами доедем. На маршрутке. Которой за полчаса ни одной штуки не проехало. В общем, через сорок минут прогулки по трассе мы сдались и решили, что не такие уж мы и гордые, на машине тоже можем.

Где-то в этот же момент вселенная решила, что раз вы такие гордые, то вот и идите пешком до Еревана сами! Машины вдруг резко перестали нам сигналить, да и общее их количество на дороге значительно уменьшилось. Спустя еще 10 минут мы-таки поймали чувака на белой Хонде, который согласился за цену проезда в маршрутке довезти нас, всех четверых, до Еревана. По дороге выяснилось, что дядечка - бывший учитель истории, который бросил преподавание и начал работать с какой-то итальянской компанией, выпускающей зубную пасту. Напоследок еще и отсыпал нам охапку маленьких тюбиков в подарок.

По дороге с Севана Лу спросила, не против ли мы заехать к ее родственникам и поужинать у них. Покажите мне человека, который отказался бы заехать в Армении к чьим-нибудь родственникам и умереть там от обжорства. Естественно, мы согласились!
Ереванская бабушка - это обычная бабушка, помноженная на три. Из-за стола мы выкатились, как три огромные долмы, и с трудом могли дышать, но пообещали вернуться на следующий день. (что и сделали, собственно) Мы думали, что были готовы ко всему: к армянскому шашлыку, где каждый кусок мяса размером с ладонь, к огромному домашнему торту, к дыне с арбузом, в конце концов! (дыня, кстати, была просто фантастическая! уж насколько я обычно равнодушна к ней, но тогда без зазрения совести променяла горячо любимый арбуз на несколько кусков сочной медовой дыни) Короче, мы думали, что мы были готовы ко всему, но оказалось, что нас ждала еще тарелка пахлавы и булок. Не знаю, каким чудом мы там не лопнули.

Сам Ереван оказался местом силы для моего топографического кретинизма. Я и так-то не шибко хорошо и быстро ориентируюсь на местности, но тут мой внутренний компас и вовсе отказал. Я могла выйти на проспект, дойти до центра, а дальше все. Белый шум. В какую сторону идти, где сворачивать... Очень остро почувствовала себя Максом Фраем, когда он попадал в параллельные реальности (или куда там он попадал). Было ощущение, что город сам намеренно меня путает, играет и не хочет раскрывать своих секретов. Поэтому на третий день я перестала пытаться определить свое территориальное расположение на улицах города и просто ходила следом за Лу и Мидвинтер.

А еще везде по городу стоят фонтанчики с питьевой водой, и это прям очень круто в 35-градусную жару!

Безумно понравилась Площадь Республики. Этакая маленькая Испания в центре города. И дикое желание упасть в огромный фонтан и не вылезать оттуда. Хотели сходить в музей на выставку Айвазовского, но, поскольку мы победители по жизни, то выставка открывалась на следующий день после нашего отъезда в Батуми. Пам-пам-пааам!

А еще на площади Республики по выходным в 9 вечера включают поюще-танцующие фонтаны, и это оооочень красиво! Шоу идет 2 часа, народу тьма, но это стоит того, чтобы посмотреть.

Мы брали две экскурсии: одну в Татев с заездом в Нораванк, на водопад Шаки и винодельню Арени с дегустацией, а другую - в Хор Вирап. Экскурсии заказывали в агентстве One Way Tour. И лично от себя я бы посоветовала брать индивидуальные, а не групповые, потому что в этом случае у вас есть возможность останавливаться почти у каждого куста, чтобы сфотографироваться и полюбоваться красотами окружающей природы. А полюбоваться в Армении определенно есть чем!

В Татев мы уехали с группой, на маршрутке, на целый день. Не очень люблю групповые экскурсии, потому что обязательно будут какие-нибудь дамы, которые будут бесить, и какие-нибудь аниматорские активности, от которых будет дергаться глазик. Тут не обошлось, но повезло, что у нас был гидом хороший молодой мальчик Арам, который в принципе к недружелюбным интровертам вроде нас не цеплялся в попытке расшевелить, зато рассказывал очень интересные истории и легенды о местах, которые мы проезжали.

По дороге проезжали Спандарянское водохранилище. Космические виды!

В Татев ведет самая длинная в мире пассажирская канатная дорога маятникового типа, получившая название «Крылья Татева». 12 минут над горами со скоростью 37 км/ч. От видов так захватывает дух, что я забыла о своем страхе высоты.

На обратном пути заехали на водопад. Наверное, это первый водопад в моей жизни, я не помню, чтоб до этого видела что-то подобное. Я безумно люблю воду, как стихию, ее силу и шум, поэтому водопад - это любовь и очень завораживающее зрелище. В Шакинском водопаде 18 метров высоты, кстати. Это второй по высоте водопад в Армении. (первый на 2 метра выше)

Армения на закате еще более прекрасная, чем Армения солнечным днем. У меня почему-то была стойкая ассоциация с Африкой. До сих пор не могу понять, почему, ну да не важно. Все эти горы в лучах заходящего солнца - это любовь!

После Татева мы ехали дико уставшие, с огромным желанием завалиться в кровать и не вставать с нее в ближайшие 8 часов. Плюс оставленная напоследок дегустация вина на заводе совсем разморила. И как вы думаете, куда мы пошли, высадившись из автобуса в 11 вечера? ПРАВИЛЬНО, ИСКАТЬ БЛИЖАЙШУЮ ШАУРМЕШЕЧНУЮ!

А на следующий день мы поехали в Хор Вирап уже с индивидуальной экскурсией - читай, за нами приехал водитель на персональной тачке, отвез нас к монастырю, подождал, пока мы облазим все близлежащие возвышенности и нафотографируемся, а на обратной дороге еще и завез перекусить богическим ламаджо. (вот почему лучше брать индивидуальную экскурсию!)

Хор Вирап - это монастырь, расположенный на границе с Турцией у подножия Арарата. Каких-то 35 километров до горы, но уже другая страна. Границу видно невооруженным глазом со смотровых точек монастыря. Все 5 дней пребывания в Ереване Арарат скромно прятался от нас за дымкой и различить можно было разве что его силуэт, но это, конечно же, не уменьшило его красоты и величия.

В последний вечер поднимались на Каскад проводить закат с видом на Арарат.
Ступеньки - это мой персональный ад, но вид на город стоит всех этих ступенек.

А на следующий день мы затарились вином, коньяком и дошираком и сели на поезд до Батуми, но это уже другая история...

Ну и как обещала. список мест, где можно вкусно поесть и попить, а так же что интересного посмотреть.

Что касается еды, то в принципе вы можете зайти практически в любое заведение, там точно будет вкусно. Мы ориентировались на то, что нагуглили перед поездкой Лу и Даша, а после уже на собственный выбор из всего опробованного. В основном это маленькие винные бары, которых в центре на каждой улочке по пять штук, если не больше.

ГДЕ ПОЕСТЬ

• Achajour Parpetsi - то самое единственное открытое утром кафе, где мы завтракали по прилету. Работают с 8 утра, вкусные завтраки и большие порции. Можно оплатить рублевой картой, если еще не успели обменять деньги, как мы.
  • In Vino - маленький винный бар, есть несколько столиков на улице, чтобы посидеть теплым вечером, но занять столик придется заранее, потому что очень большой спрос. Закуски там тоже очень, кстати.
  • Tapastan - еще один маленький винный бар, находится прям рядом с In Vino, через одно заведение. Поскольку владельцы у этих баров одни, то и ассортимент, а собственно, и качество одно - хорошее. Если вдруг в In Vino все столики заняты, можно пройти 10 метров до Тапастана и попытать счастья там.
  • Wine Republic - большой винный бар с вкусной кухней. Огромный выбор вина, вкусная паста и ведро морепродуктов за смешные деньги.
  • Jazzve - сеть кофеен с прекрасным армянским кофе. Обязательно загляните и закажите фирменный кофе Jazzve: готовится на песке, подается в турке (в чашку наливаете сами).
  • Арт-кафе "Ван Гог" - маленький, но милый паб (!), который работает с 18 часов. Мы его не распробовали до конца, потому что были ночью в будни и там было тихо и накурено (после "некурящей" Москвы это очень непривычно!), но я бы сходила туда еще раз.
  • Dargett Craft Brewery - отличнейший паб с пивоварней! Большой выбор крафта собственного производства, если верить Foursquare. Я в пиве полный ноль, поэтому верю, к тому же, собственными глазами видела весь ассортимент. Обязательно зайдите, там классно и вкусно!

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

• Дом-музей художника Мартироса Сарьяна - находится напротив In Vino и Tapastan, так что можно совместить приятное с полезным. Очень интересная экспозиция. Не забудьте взять с собой аудиогид и скачать заранее приложение для чтения QR-кода (QR-код выдает номер записи в аудиогиде, а не справку о картине, учтите).
  • Дом-музей режиссера Сергея Параджанова - большая и местами специфическая экспозиция со сценариями, набросками, мудбордами и другими художественными работами знаменитого армянского кинорежиссера. Необычного чувства юмора был человек, надо сказать, и в его работах это очень хорошо видно.
  • Национальная картинная галерея Армении - мне кажется, ходить в галереи в других странах - это один из обязательных пунктов. Но сюда мы, к сожалению, не попали, как я уже говорила в видео выше.

Что же касается достопримечательностей за пределами города, то, как я писала выше, лучше взять частную экскурсию, чтобы можно было попросить водителя остановиться в любом месте по дороге и пофотографировать, потому что природа в Армении очень красивая и останавливаться захочется почти у каждого столба.